Самую важную аксиому, которую должен запомнить начинающий фотограф, это то, что фотокамера не может видеть мир таким же образом, как человек. Фотография представляет собой перевод сцены, лежащей перед фотографом, в двухмерный образ. А то, как качественно с художественной точки зрения это будет сделано, полностью зависит от фотографа.
Но, несмотря на иллюзию простоты, которая вызвана представлением о том, что снимок «имеет высоту и ширину, и не более», сам кадр включает в себя общепринятый набор элементов фотографического изображения. И если фотограф уделяет должное внимание этим элементам, правильно их использует, то фотоизображения, выполненные им, приобретут и объёмность, и оригинальность, а также будут способны передать сюжет, сохраняя его естественность.
Элемент первый, передний план. Передним планом в фотоизображении считают участок, ближайший к зрителю. Предметам, расположенным на переднем плане, зритель будет уделять больше всего внимания. И в качестве объектов переднего плана обычно включают то, что наиболее хорошо сочетается с остальными смысловыми элементами фотоизображения.
Элемент второй, точка фокуса. Точка фокуса – это основной объект на снимке, его смысловой и изобразительный центр. Знание технических возможностей фотокамеры (например, глубина резкости и выборочная фокусировка) поможет добиться эффектного воздействия на зрителя главных элементов композиции.
Элемент третий, горизонт. Горизонтом принято называть линию перехода от неба к земле или воде. Этому элементу кадра уделяют особое внимание. Например, если линия горизонта разделяет кадр на две равные части, скорее всего, такое изображение будет статичным и безжизненным. А смещение линии горизонта вверх или вниз поможет либо сфокусировать внимание зрителя на небе, либо выделить передний план и ландшафт, соответственно. Смещение линии горизонта достигается простым способом – наклоном камеры вверх или вниз.
Элемент четвёртый, точка съёмки. Точка съёмки – это место, с которого фотограф делает снимок. Скорее всего, большинство начинающих фотографов выберут точку, находящуюся на уровне глаз при положении стоя. Но подобный подход может сильно ограничить выразительность фотоизображения и оригинальность его композиции. Точку съёмки следует выбирать исходя из ощущения окружающего пространства и художественного смысла, который должен передать кадр. Например, верхняя точка съёмки обычно приводит к тому, что в кадре будет отчётливо видна горизонтальная плоскость.
Элемент пятый, перспектива. При помощи этого понятия обозначают ощущение глубины в двухмерном изображении. Например, распространёнными способами создания перспективы является использование диагональных линий, тянущихся с переднего плана на задний. Также используют предметы, которые уменьшаются в кадре по мере их удаления в пространстве.
Элемент шестой, точка схода. Этим термином обозначают воображаемую точку, в которой сходятся параллельные линии реального пространства, когда его изображают в перспективе. Точка схода является основополагающей составляющей при построении визуальной перспективы в изображении.
Элемент седьмой, воздушная перспектива. Под этим понятием подразумевается эффект, который заключается в зрительном восприятии предметов в воздушной среде. Ведь с увеличением дальности расположения предметов в пространстве, уменьшается их кажущаяся яркость. Эффект воздушной перспективы проявляется наиболее заметно при съёмке пейзажа в туманную погоду или же при наличии задымления. Фоновые предметы при этом делаются менее различимыми по сравнению с предметами переднего плана.
Как было уже сказано, видение мира человеком отличается от того образа, который улавливает фотокамера. Но способность увидеть фотографический образ внутри реальной сцены – это очень важный навык, необходимый при успешном построении композиции. А перечисленные выше общепризнанные элементы кадра – это фундаментальные понятия, которые необходимо принимать в расчёт при построении композиции кадра.
Автор: alex, 31 Янв 2011, рубрика: Статьи по фотографии. Источник http://www.a-photo.net/