1. Схемы с одним источником:
• Обладатели только одного софтбокса или октобокса могут попробовать отвести его максимально далеко от модели, насколько только это позволяют размеры студии, и направить под углом. Прием заключается в игре с тенью, которая в этом случае появится на фоне. Кстати, сам фон должен быть светлым (чтобы контрастировать с тенью) и, желательно, матовым. Модель должна находиться не очень далеко от фона: чем ближе, тем лучше.
• Второй вариант - направить источник света вертикально вниз над моделью. Это неклассический случай, поэтому снимать таким образом лучше в полный рост, например в стиле fashion. В этом случае лучше, если пол будет немного отражать свет, подсвечивая теневую сторону. При съемке крупным планом необходимо использовать дополнительные отражатели, заполняющие тени.
2. Схемы с двумя источниками:
• Если вы располагаете двумя источниками, то используйте менее мощный в качестве заполняющего света, а более – в качестве рисующего (разница между ними в мощности должна быть около 1-1.5 ступеней). Рисующий подсвечивает лицо модели сбоку (можно ставить достаточно близко, на свое усмотрение), мягкий заполняющий находится рядом с фотографом, чуть позади. Фон для таких съемок рекомендуется серый или черный.
• Другой вариант вариант – отказаться от заполняющего света в пользу контровой подсветки модели сзади. Для этого на достаточно большом расстоянии сбоку от модели необходимо установить моноблок, который подсвечивал бы теневую сторону.
• Также можно установить основной и контровый свет в одну линию четко спереди (прямо под камерой фотографа) и сзади модели. В таком случае стоит использовать портретный софтбокс с сеткой, а ниже установить любой отражатель для сглаживания резких теней на лице.